Почувствуйте разницу, или Даешь дифференцированный подход к изучению татарского!
26 ноября 2004 года

"Как это понимать? Выходит, ты все-таки добился своего?" - спрашивают сейчас юриста Сергея Хапугина его коллеги, услышавшие сначала вердикт суда о том, что изучение татарского и русского не противоречит российской Конституции, а потом детально изучившие постановление и обнаружившие в нем немало доводов... против изучения татарского и русского языков в равных объемах.

К примеру... "Однако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов РФ". А ведь давно уже известно (чиновники Минобраза РТ сами признались), что в Татарстане даже обычные, "нетатарские" школы занимаются по программе для школ с русским неродным языком обучения, то есть даже русские дети в республике лишены возможности изучать родной русский язык в тех же объемах, что воронежские или рязанские школьники, а вынуждены изучать его в объеме национальных школ. Нарушение стандарта налицо.

Или вот... "Рассматриваемое положение... об изучении русского и татарского языков в равных объемах распространяется на всех лиц, получающих основное общее образование в Республике Татарстан, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, - на тех, для кого татарский язык является родным, и на тех, для кого он родным не является; на тех, кто изучал татарский язык с начального уровня образования, и на тех, кто начинал обучение в образовательных учреждениях РФ, где татарский язык не преподавался. Между тем данному требованию нельзя придавать абсолютный характер... Поэтому к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях РТ необходим дифференцированный подход".

Еще... "Изучение татарского языка не может препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п.".

Наконец... "Положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки РТ изучаются в общеобразовательных учреждениях в равных объемах, предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации..."

После таких доводов суда в мотивировочной части "Установил", резолюция "Постановил" о том, что изучение татарского и русского не противоречит Конституции, выглядит несколько неожиданно. Как будто бы сложили 2 и 2, а в итоге получилось 5. Впрочем, если учесть все оговорки, то, наверное, получается все же 4?

- Дело в том, что в постановлениях Конституционного суда обязательны к исполнению не только резолютивная часть, но и все, что "выше", - прокомментировал вчера документ Сергей Хапугин. - Я намерен обратиться в КС РФ за разъяснениями - подразумевает ли постановление, что дети, для которых татарский язык неродной, могут изучать его в меньшем объеме, чем татары? Но при внимательном прочтении это уже и сейчас следует из постановления. Считаю, что при составлении учебного плана на следующий год республиканские чиновники от образования обязаны заложить в него тот самый дифференцированный подход, о котором черным по белому написано в постановлении КС РФ.

Если же чиновники не захотят принять во внимание все "но" и "однако" в постановлении суда, родители татарстанских школьников, недовольные нынешней ситуацией с преподаванием татарского языка, могут потребовать учесть все нюансы - ведь за неисполнение постановлений Конституционного суда предусмотрена уголовная ответственность.

О том, что недовольство по поводу изучения татарского среди родителей школьников по-прежнему имеет место быть, свидетельствует ситуация в Набережных Челнах - здесь нашлись последователи казанского папы-юриста. Около ста человек поставили свои подписи под обращением к президенту России, депутатам Госдумы, в котором они протестуют против принудительного изучения татарского языка в школах. К татарстанским властям челнинцы решили не обращаться - все равно, дескать, бесполезно.

На вопрос корреспондента "ВК", почему челнинцы проснулись только сейчас, где они были раньше, один из подписавших письмо, Юрий Матвеев, ответил:

- Когда мой сын пошел в 1-й класс и я узнал, в каком объеме он будет изучать татарский язык, уже тогда возмутился на родительском собрании. Теперь, когда сын учится в 4-м классе, мое возмущение окрепло и я больше не могу мириться с этой ситуацией.

...Кстати. Пока шло рассмотрение жалобы Сергея Хапугина, представители Минобраза РФ сообщили суду, что они просто завалены жалобами от татарстанских родителей, протестующих против принудительного изучения татарского языка в равных объемах с русским, а потому выступают за удовлетворение жалобы Сергея Хапугина. За Хапугина выступили и представители Минюста РФ, Генпрокуратуры РФ, Госдумы, Совета Федерации, правительства. Один только представитель президента России оказался против.

Ольга МАЧНЕВА "Вечерняя Казань"